🌏С Днем Рождения, Сыктывкар! 5 февраля (25 января по старому стилю) 1780 года Усть-Сысольск именным указом Екатерины II был преобразован в уездный город. С 1980 года сложилась традиция отмечать дату присвоения Сыктывкару статуса города. Несмотря на то что день рождения Сыктывкара приходится на 5 февраля, отмечают его 12 июня, когда вся страна празднует День России.
✍Начало Истории Сыктывкара (Усть-Сысольска)
Возникшее в 1570-х годах поселение, вернее, конгломерат поселений, носившее название «погост на усть(е) реки Сысолы» состояло на момент описания 1585/86 года из ряда маленьких населенных пунктов (один погост (поселение с церковью (церковь во имя страстотерпца Христова Георгия) и кладбищем), одна слободка, одна деревня и 12 починков (вновь основанных сельских поселений)). Всего там было отмечено 3 двора церковных причетников (священник, церковный дьячок и пономарь) и 31 крестьянский двор. Всего 34 жилых двора. Эти дворы были разбросаны на обширной территории вплоть до речки Чов (Чолва). Даже возле церкви (около погоста) не было единого населенного пункта, а существовали одиночные дворы крестьян, между которыми было большое расстояние, где находились не только поля, но и сенокосные угодья крестьян, живших в этих дворах. Со временем дворов, в которых проживали люди, становилось больше. Заселялись пустующие места между населенными пунктами. Во время общегосударственной переписи населения 1678 года в погосте на устье реки Сысола было зафиксировано уже 75 жилых дворов и 6 изб бездворных бобылей. Эти дворы располагались на погосте (церковь во имя Живоначальной Троицы, плюс четыре двора церковных причетников и 7 дворов крестьянских) в одной слободке и 18-ти деревнях. Через сорок два года, в 1720 году, в погосте на устье реки Сысолы зафиксировано уже 94 двора церковных причетников и крестьян. Перепись 1720 года дает возможность узнать число жителей, населявших эти дворы. В 1720 году здесь проживало 1006 человек обоего пола. В последующие годы погост на устье реки Сысолы разрастался вширь. Увеличивалось число дворов, население росло.
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЛИКА ПОГОСТА НА УСТЬЕ РЕКИ СЫСОЛЫ
В конце XVI – XVII веках погост на устье реки Сысолы представлял собой типичное составное сельское поселение (непосредственно погост, где находились церковь, кладбище, дворы церковных причетников и несколько крестьянских дворов; а также деревни, в которых было разное количество крестьянских дворов). В конце XVII века (1684 год) на погосте на устье реки Сысолы была открыта таможня. Напомним, что в России с XV до середины XVIII века существовали внутренние таможни во всех уездах страны. Они располагались на торговых путях. Задачей служителей внутренних таможен было взимание пошлин с проезжавших и купленных в их населенных пунктах и регионах товаров. При таможнях существовали торговые площади, на которых располагались стационарные торговые помещения – амбары, лавки, которые сдавались в краткосрочную аренду желающим. В одном уезде могло быть несколько внутренних таможен. Так, в Яренском уезде, охватывающем в XVII веке почти всю территорию Коми края за исключением Прилузья, Ижемской и Усть-Цилемской слободок, до 1684 года существовали две таможни в Туглиме и Яренске. И в 1684 году открыта Устьсысольская таможня. Открытие таможни повлияло на облик погоста на устье реки Сысолы. Возле церкви было отведено место для таможенной избы и торговой площади. На площади были построены несколько лавок и амбаров. Этим погост на устье реки Сысолы стал разительно отличаться от близлежащих погостов Шошка, Пажга, Верхний Зеленец и других типично сельских поселений. Значение факта открытия таможни в погосте на устье реки Сысолы сложно переоценить. Здесь фиксировался товар, купленный в районе Верхней Вычегды, отмечалось прохождение торговых караванов с Сысолы. Благодаря наличию таможни погост на устье реки Сысолы стал одним из ярмарочных центров Яренского уезда. Здесь с конца XVII века стали проходить ярмарки Георгиевская (конец ноября – начало декабря) и Васильевская (январь). Ярмарки сопровождались достаточно большим стечением народа из окрестных волостей. Данное обстоятельство позволило открыть на торговой площади погоста на устье реки Сысолы государев кабак. Значение погоста на устье реки Сысолы в середине XVIII века было сугубо подчеркнуто возведением кирпичных зданий храмов. В 1733 году был издан указ правящего архиерея о строительстве в погосте на устье реки Сысолы каменного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году строительство храма началось. Храм строился 6 лет и был освящен в 1740 году. В храме было три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя великомученика и победоносца Георгия. Через 20 лет после начала строительства Покровского храма в нескольких десятках метров от него начали строить второй каменный храм – Троицкий. В 1768 году Троицкий храм был освящен. В этом храме тоже было три престола: во имя Святой Живоначальной Троицы, во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Храмы были построены на месте прежде существовавших деревянных храмов. Территориально они располагались в современном кировском парке Сыктывкара. Во всем будущем УстьСысольском уезде в это время не было ни одной каменной церкви. На территории южной части современной Республики Коми в начале – середине XVIII века были построены каменные храмы только в духовной столице края – Усть-Выми. В административном центре Яренского уезда – городе Яренске также был один каменный храм. Строительство каменных храмов резко выделяло погост на устье реки Сысолы из ряда других волостных центров, подчеркивало его как бы городской статус. Торговый статус погоста на устье реки Сысолы (села Усть-Сысола) дополнялся также тем, что местные богатеи с конца XVII века старались строить для себя дома, отличавшиеся от типичных крестьянских изб. «Домы в нем отменнее пред другими селами», - отмечал проезжавший через южную часть Коми края в 1771 году адъюнкт Академии наук И.И. Лепехин. Все вышесказанное стало возможным благодаря определенному стечению обстоятельств, но, прежде всего благодаря семье Сухановых, возвысивших родное село до уездного города.
СУХАНОВЫ
Сухановы – коренные жители погоста на устье реки Сысолы. Их род известен с начала XVII века. К середине XVII века Сухановы уже занимаются торговлей. Но, самое главное, во второй половине века Бажен Суханов занялся политической деятельностью в современном смысле слова. Во-первых, он предложил свои услуги вновь сформированным волостным общинам района Верхней Вычегды по доставке в Москву в Новгородский приказ (центральное учреждение, в ведении которого был Яренский уезд) налоговых платежей с их территорий. Это предложение было принято и Бажен Суханов в 1670-х – 1680-х годах почти ежегодно отвозил налоговые платежи с Усть-Куломской, Усть-Немской, Вишерской волостей (погостов) в Новгородский приказ. Естественно, что он завел там необходимые знакомства, которые использовал для возвышения своего родного усть-сысольского погоста. Я считаю, что только благодаря Б. Суханову в этом погосте был открыт таможенный пункт, и там стала бурно развиваться торговая деятельность. Во-вторых, Б. Суханов со своими единомышленниками Цывилевыми практически развалил единую систему управления Сысольской землей-волостью. В первой половине XVII века Сысольская земля-волость, составной частью которой был погост на устье реки Сысолы, управлялась земским судьей («судейкой»), резиденция которого находилась в Ибском погосте. Во второй половине XVII века Сысольская земляволость была разделена на Верховскую и Низовскую трети. В Низовскую треть входил погост на устье реки Сысолы. Через несколько лет Низовская треть была разделена на две части. Одна из них: погосты: на устье реки Сысолы, Шошка и Пажга, отделились от других погостов и составили свое территориально-административное объединение с центром в погосте на устье реки Сысолы. Сухановы могли праздновать победу, так как стали фактическими кураторами власти в этой части Низовской трети Сысольской земли-волости. Иногда тот или иной представитель семьи Сухановых возглавлял это территориальное объединение, являясь его целовальником (главным должностным лицом волости). Сухановы также продолжали поддерживать тесные связи с Москвой, а позднее – с Санкт-Петербургом и руководством губернии и провинции, в состав которых входил Яренский уезд. Налаженные связи с власть имущими позволили Сухановым проводить своеобразную торгово-экономическую политику в районах, которые они считали своими: в низовье реки Сысолы и на Верхней Вычегде. Сухановы широко использовали кредитование населения с условием выплаты долга продукцией охотничьего промысла и сельскохозяйственного производства. Сложилась система патронажа, когда они из года в год поддерживали своих должников, а те отвечали им преданностью. В результате ко времени преобразования села Устьсысола в город и создания Усть-Сысольского уезда Сухановы приобрели очень большую власть в данном регионе. Обычно в научной литературе приводятся краткие выдержки из характеристики, данной Сухановым И.И. Лепехиным в 1771 году, то есть за 9 лет до создания города. Я приведу полную цитату, касающуюся села Устьсысола. И.И. Лепехин пишет: «… В славную приехали Зырянскую селидьбу, Устьсысольским погостом называемую. Да и поистинне село сие у всех Зырян в особливом почтении. Оно построено было в трех верстах от устья реки Сысолы. Домы в нем отменнее пред другими селами, и построены две каменные изрядные церкви, одна во имя Живоначальной Троицы, а другая Покрова Пресвятые Богородицы. Не храмы сии вперяли у Зырян почтение к сей селитьбе, но живущие в нем богачи Сухановы прозываемые, которые и сами произошли от Зырянского племени. Проворство их в торговле обогатило их и зделало Зырянскими князьками. Каждой Зырянин составляет их как бы природного крестьянина, и все его стяжание почти надлежит Сухановым. Они их задатчивают на хлеб, и на звериные промыслы, и после обирают их все житье бытье богачество. Естьли где увидишь лучшия нивы в ближайших селениях к Усть Сысоле, и спросишь, кому они принадлежат? Отвечают Сухановым; естьли где пасутся стада, стада надлежат Сухановым; да и бывшей на Печоре Зырянской промысел в добывании точильного камня, ныне надлежит Сухановым. Зырянские сии господари хотя записаны в число Великоустюжского купечества, однако живут в сем отдаленном месте от города, и страх, которой они почасту претерпевают от наезду разбойников, не может преодолеть их вкоренившегося над Зырянами господствования. Сему страху так они подвержены, что и малолюдной мой приезд наделал им много сует, и я с великим трудом мог добиться, чтоб допущену быть пред лице сего Зырянина, и уверить его письменными свидетельствами о наложенной на меня должности, которая Зырянину казалась непонятною; ибо в их пустоплесье по такие мелочи, каковы суть травы, никто не ездит».
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Мацук М. А. Город Усть-Сысольск в первые годы своей истории: очерки истории // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. – 2017. – № 2. – С. 31-52.
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара для группы "Интересные факты о Республике Коми" https://vk.com/interesrk
#УникальныйКомиКрай #Сыктывкар #УстьСысольск